В 1586 году по Указу Царя Фёдора Иоанновича строится крепость Самарский городок с целью защиты Руси от набегов кочевников и обеспечения безопасности водного пути от Казани до Астрахани.
Наряду с военными функциями крепость постепенно приобретает экономические функции, связанные с торговлей. В 1600 году в крепости открывается пристань для царских торговых судов, а в 1606 году в Самаре появляется свой порт и таможня. Начиная с 1610 года, Самара отражена в реестре городов Московского царства.
С 1 января 1851 года Самара приобретает статус губернской столицы. Это способствует превращению города в крупнейший город Поволжья. С 1888 года открывается Самаро-Златоустовская железнодорожная магистраль с мостом через реку Самара. Резко увеличивается объём грузов, подвозимых к пристаням. Заметно усиливается судоходство на Волге. Широкая торговля надолго укрепляется в качестве основы экономики Самары и определяет весь уклад городской жизни.
С XIX века Самара считается одним из важнейших купеческих городов России. В то время за счёт развитой торговли и расположения города на стрелке двух рек Самару часто называют вторым Новым Орлеаном.
«Вытянутость» Самары вдоль левого берега Волги (приблизительно на 18 км) и связанная с этим дороговизна услуг извозчиков способствуют созданию в 1890 году конно-железной дороги (конки). С 1915 года конку заменяет трамвай.
Во время Второй мировой войны в Самару (в то время, Куйбышев) переносят большое число оборонных предприятий и эвакуируют жителей других городов СССР. Это способствует быстрому развитию авиационной промышленности в городе. 15 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны учреждает «запасную столицу» – Куйбышев. Одним из доступных исторических памятников, посвященных этому событию, является бункер Сталина в центре города около Драматического театра.
В Куйбышеве было освоено производство самого массового самолёта Второй мировой войны — ИЛ-2, памятник которому стоит на въезде в город. Самым массовым советским реактивным пассажирским самолетом стал выпускаемый в Куйбышеве авиалайнер Ту-154.
После войны Куйбышев прочно ассоциируется с авиационной и космической промышленностью. На территории города расположен завод авиационных и ракетных двигателей ОАО «Кузнецов» — ведущее предприятие России по производству и ремонту авиационных газотурбинных двигателей, жидкостных ракетных двигателей для космических ракет типа Р-7, приводов газоперекачивающих агрегатов и блочно- модульных электростанций. В 1941 году из Москвы в Куйбышев был эвакуирован завод ЦСКБ «Прогресс». В 1958 г. завод, в прошлом крупное авиационное предприятие, был перепрофилирован на выпуск межконтинентальных баллистических ракет (МБР) Р-7, Р-7А, Р-9А. Впоследствии заводом было освоено производство ракет-носителей и космических аппаратов. Завод «Прогресс» являлся головным предприятием по изготовлению РН Н1 и «Энергия». Начиная с 1964 г. Предприятие становится головным по созданию ракет-носителей среднего класса типа Р-7 и автоматических космических аппаратов дистанционного зондирования Земли.
«12 апреля 1961 г. 1-й космонавт Земли Ю.А. Гагарин совершил космический полет на корабле «Восток», выведенный в космос ракетой-носителем «Р-7″, на 2/3 созданной в Самаре. После полета Гагарин приземлился юго-западнее г. Энгельс (Саратовская область), на самолете прибыл в Куйбышев, где некоторое время отдыхал на одной из обкомовских дач на берегу Волги. 13 апреля 1961 г. с участием его и под председательством С.П. Королева состоялась собрание ученых и специалистов, вечером того же дня — встреча с делегацией трудящихся и общественности Куйбышевской области.»
Один из самых узнаваемых памятников в городе — ракета-носитель «Союз», произведенная в Самаре.
Площадь имени В. Куйбышева в Самаре считается самой большой площадью в Европе. Ее территория составляет 17,4 гектара, что почти на целый гектар больше, чем Красная площадь в Москве. В центре площади располагается Театр оперы и балета. По углам находятся 4 уютных сквера
Здание самарского железнодорожного вокзала является самым высоким из всех вокзалов Европы – его высота со шпилем составляет 100 м.